вы находитесь здесь: Главная > Страницы дефектологов > Карасева Н.Ю.

Карасева Н.Ю.

Развитие артикуляционного аппарата

и речевого дыхания у детей с нарушениями слуха

Фонетическая ритмика

 Способы адаптации ребенка раннего возраста

 к условиям группы

Психолого - физиологические особенности ребенка

раннего возраста со слуховой депривацией

Беседа для родителей

Тема: «Как приучить ребенка к ношению

индивидуального слухового аппарата»

 

                  Приучить ребенка к слуховому аппарату на первых порах может показаться сложной задачей. Некоторые дети легко привыкают к аппарату, тогда как с другими все не так просто. Вот несколько советов в помощь вашему ребенку принять свой слуховой аппарат.
- Сделайте процесс надевания слухового аппарата частью обычной процедуры одевания. Это поможет ребенку привыкнуть к ношению аппарата. Надевайте прибор на время бодрствования и снимайте на ночь.
- Управляйте ситуацией.  Установите правило, что только вы будете надевать и снимать аппарат.
- Сделайте процедуру интересной и забавной для ребенка. Заинтересуйте ребенка процессом ношения аппарата. Ваш слухопротезист может предоставить муляж слухового аппарата. Вставьте этот муляж в свои уши и покажите ребенку, как это выглядит. Похвалите ребенка, когда он наденет аппарат. Носите муляж аппарата одновременно с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
Сделайте первый день событием. Когда ваш ребенок впервые наденет аппарат, объявите этот день особым. Сделайте что-нибудь запоминающееся, например пойдите в парк поиграть.
Отвлеките ребенка игрушками. Позвольте ребенку играть со своей любимой игрушкой, пока вы надеваете слуховой аппарат.
- Особенное время. Сделайте ношение аппарата особенным периодом в жизни ребенка. Купите или испеките торт или позвольте ребенку сделать что-то особенное.
Индивидуализируйте слуховой аппарат. Поддерживайте ощущение собственности. Позвольте ребенку выбрать аппарат в любимом цвете и украсить его наклейками.
- Применяйте смазку. Для маленьких детей рекомендуются мягкие ушные вкладыши. Смазка может помочь вставить вкладыши в маленькие ушки ребенка. Посоветуйтесь с аудиологом по поводу смазки.
Постепенно увеличивайте время ношения аппарата. Ребенку может потребоваться время для привыкания. Ему нужно научиться слушать с помощью аппарата. При необходимости увеличивайте время ношения аппарата постепенно, в течение недели. Если ребенок носит слуховой аппарат только часть дня, надевайте его, когда вы общаетесь с ребенком.

Когда ребенок говорит, что не хочет носить слуховой аппарат, Вы:

Сохраняйте спокойствие. Будьте деликатны, но настойчивы. Если ребенок постоянно вынимает слуховой аппарат, спокойно, мягко и настойчиво поставьте его обратно. Если ребенок тут же снова вынимает аппарат, подождите некоторое время, а затем поставьте его обратно.
Составьте график для поощрения. Дети любят поощрение и похвалу. Поощряйте ребенка носить слуховой аппарат с помощью графика. Обговорите условия поощрения. Каждый день отмечайте в графике, что ребенок носит аппарат в течение оговоренного периода времени. В конце недели ребенку выдается награда.
Поищите другие причины. Когда ребенок продолжает отказываться от аппарата, он может говорить: «Мама, он слишком громкий» или «От вкладышей больно». Проверьте уровень громкости и осмотрите уши ребенка. Не покраснели ли уши? Нет ли потертостей? Не слишком ли плотно сидит вкладыш? Если это так, обратитесь к аудиологу. Для детей раннего возраста необходимым условием является приучение к ношению индивидуального слухового аппарата. Для этой цели следует приучать ребенка к ношению ИСА постепенно, начиная от 10-15 минут в день.

          Поскольку у большинства людей, страдающих снижением слуха, потеря слуха двусторонняя, бинауральное протезирование (когда слуховые аппараты надеваются на оба уха) является физиологичным и естественным.

         Исследования установили, что протезирование только на одно ухо создаёт быструю потерю разборчивости речи на другом ухе, при условии, что слуховой аппарат подбирается на ухо, которое лучше слышит. Когда «слышит» только одно ухо, человеку сложно локализовать звук –определять направленность и дистанцию до источника звука. Это в свою очередь создаёт неудобства при повседневной жизни, а решить такую проблему не могут даже самые новые и высокотехнологичные слуховые аппараты.

         Эксперты до сих пор не имеют общей точки зрения о том, что является противопоказаниями для бинаурального слухопротезирования, но известны случаи неудачи бинаурального слухопротезирования, когда основной критерий — это ощущения пациента.

       Самая большая сложность при бинауральном слухопротезировании — это необходимость покупки двух слуховых аппаратов, потому что современные слуховые аппараты стоят недёшево.         Перед тем как принимать окончательное решение стоит помнить, чтобы возвратить утраченный слух, который максимально приближён к естественному, возможно лишь при помощи двух слуховых аппаратов.

          Стоит знать, что эффект бинаурального протезирования настолько высок, что слабослышащий с парой верно подобранных и настроенных слуховых аппаратов среднего класса будет слышать намного лучше, в отличие от человека с одним высокотехнологичным и современным слуховым аппаратом.

Почему стоит пользоваться парой слуховых аппаратов на оба уха:

  1. Улучшенная разборчивость речи. Один слуховой аппарат многие шумы и слова может воспринимать одинаково. С парой слуховых аппаратов звуки разделяются намного легче. Доказано, что люди,  которые пользуются парой слуховых аппаратов, воспринимают диалоги и речь намного лучше, в отличие от тех, кто использует лишь один аппарат.
  2. Легче воспринимается речь при шумных обстановках и разговорах с парой собеседников. Два слуховых аппарата намного лучше и избирательнее выделяют необходимые звуки, это означает, что слабослышащий сможет слышать звуки не прилагая лишние усилия.
  3. Улучшена способность локализации звука. Благодаря двум слуховым аппаратам слабослышащий может вывить, откуда идёт звук и степень с удалённостью. Это даст возможность человеку помочь локализовать звуки опасности, например как движение надвигающегося транспорта.
  4. Улучшено качество звукопередачи. Когда вы слушаете стереосистему, вы используете две колонки, чтобы слышать звуки отчетливее и естественнее. Аналогичная ситуация и с парой слуховых аппаратов, вы сможете добиться качественного звучания и лучшего баланса.
  5. Высокий уровень комфорта слуха. При использовании двух слуховых аппаратов вам нужен будет не значительный уровень громкости, чем с одним, ввиду того, что степень усиления ниже, звук искажается менее, и слабослышащий ощущает себя комфортнее в обстановке громкого шума.
  6. Слушать приятно без утомления. Слушать и принимать участие в беседе приятнее, чем с одним слуховым аппаратом, это всё потому что не надо прикладывать усилия, чтобы пытаться слушать лучше на одно ухо. Получается, что пара слуховых аппаратов облегчают жизнь.
  7. Пара слуховых аппаратов не создаёт звон в ушах. Около 50% всех людей со звоном в ушах заявляют об улучшении звучания, при использовании двух слуховых аппаратов. В случае если использовать слуховой аппарат только на одно ухо, то во втором ухе звон сохранится.
  8. Удовлетворенность пациента. Исследование двухсторонней потери слуха показало, что те люди, кто используют пару слуховых аппаратов, являются более удовлетворёнными результатом, в отличие от тех, кто используют только один.

            Эффективность бинаурального слухопротезирования зависит от степени сохранности остаточного слуха и развития центральных механизмов бинаурального взаимодействия, а также от правильности выбора слухового устройства и точности его настройки. 
           В отличие от взрослых людей, глухому ребенку для своевременного развития бинаурального слуха требуется проведение бинаурального протезирования в раннем возрасте (не старше 3 лет).        Ребенку с двумя СУ обычно требуется меньше времени на проведение слуховой терапии, поэтому ученые и практики рекомендуют проведение бинаурального протезирования в более раннем возрасте. 

Рекомендуемая литература:

 

  1. И.В. Королева диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. Санкт – Петербург, КАРО, 2005
  2. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., Владос, 2001