вы находитесь здесь: Главная > Педагогический состав > Новожилова И.Г.

Новожилова И.Г.

Опыт работы воспитателя Новожиловой И.Г.

 «Развитие мелкой моторики рук  у детей со слуховой депривацией посредством использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности»

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика недостаточно развита.

Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом. Деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать и анализировать.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные движения руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Если руки у ребенка развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии. У многих детей дошкольного возраста наблюдается отклонение в развитии движений пальцев рук: движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руку к письму.

Одним из наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность очень важна и полезна во всех группах детского сада. Данная деятельность помогает развитию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти и других психических процессов. Кроме своей эстетической и духовной направленности, изобразительная деятельность всегда сопряжена с развитием тонких дифференцированных движений рук.

В своей работе я часто использую нетрадиционные способы рисования. Например, с помощью мятой бумаги.

  

Надо отметить, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – часто используемый мною вид декоративно – прикладного творчества.

 

Лепка из пластилина особенно хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, закрепляет навыки осязательного обследования.

Нравится детям и выполнение различных аппликаций. Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть: предметной, сюжетной и декоративной.

В своей работе я использую обрывную аппликацию, которая очень полезна для развития мелкой моторики рук. Дети разрывают бумагу на кусочки и из них составляют изображение. Можно усложнить эту технику: не просто рвать бумагу, как получится, а выщипывать контур рисунка.

Можно составлять(предмет) сюжет аппликации, использую метод оригами. Это древнее искусство -  складывание фигурок из бумаги.

 

Торцевание – один из видов бумажного конструирования. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квилинга (бумагокручения).

С помощью этой техники можно создавать удивительные объемные поделки, панно или объемные открытки. Материал для создания таких композиций прост и доступен, а их выполнение не требует специальных навыков. Несмотря на то, что создание таких поделок – работа не сложная, все же очень кропотливая, тем самым она способствует развитию у детей усидчивости, аккуратности, и самое главное развитию мелкой моторики.

 

 

 

 

 

Создавая красивые поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, проявляют терпение, упорство, фантазию и вкус.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Систематические занятия художественной деятельностью в детском саду способствует развитию мелкой моторики, и имеют терапевтический эффект, отвлекают детей от грустных и печальных мыслей, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.