URL: ds27nadezhda.ru/?%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B4%D0%B5%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2___%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C.%D0%AE.

Родионова М.Ю.

Игры на развитие памяти

Графические навыки

Артикуляционная гимнастика

Мнемотехника 

Активизация словаря и развитие связной речи

Чтение с губ. Как научить ребенка с нарушением слуха зрительно воспринимать информацию?

Особенности орфоэпических норм русского языка

 (Как правильно говорить?)


 

Консультация для родителей.

Тема: «Мнемотехника, как средство активизации психических процессов у детей со слуховой депривацией»

Январь 2018 г.

 

 

        Мнемотехника– это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание (сохранение и воспроизведение информации), успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, развитие речи, мышления, внимания.

        Цель мнемотехники: развитие всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной).

        Задачи мнемотехники:

          Актуальность применения мнемотехники в обучении дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

            Мнемотехнике может быть посвящено все занятие или ее элементы включаются в его часть. Например, на  физминутках, опираясь на символы, дети могут не только хорошо подвигаться, но и развить подражательную способность, научиться  владеть своим телом.

Подвижная игра

«Делай так»

 

 

 

Обучение детей с применением элементов мнемотехники целесообразно начинать  с младшего дошкольного возраста и поэтапно продолжать в течение всего обучения детей в детском саду.

На первом этапе (обучение в младшей и первом полугодии  средней  группы)  происходит  знакомство  детей с символами.

 

 

 

 На втором этапе (обучение в средней, старшей и подготовительной группах) можно переходить к обучению детей с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

 

 

Мнемотаблицы – схемы можно использовать:

ü  для ознакомления детей с окружающим миром (признаки времен года и т.п.).

ü  при заучивании стихотворений,

ü  при пересказе рассказов,

ü  при обучении составлению рассказов, описаний,

ü  при отгадывании загадок, и т.д.

 

Применяя мнемотехнику, можно решать следующие задачи

математического развития детей.

 

Закрепление количественного счета, расширение словаря.

 

 

 

 

 

Закрепление представлений о геометрических фигурах.

 Развитие воображения (ассоциативный тренинг  «На что похожа фигура?»,

«Придумай и дорисуй»).

 

 

 

 

 

Знакомство  детей с цифрами, знаками.

  Развитие воображения (ассоциативный тренинг «На что похожа цифра?»)

 

 

 

Формирование представления о составе числа. Закрепление умения осуществлять математические операции (сложение, вычитание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыка пространственной ориентировки на листе бумаги.

Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей  при подготовке к школе.

 

 

                                               Рекомендуемая литература:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  1. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  4. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.

 

 

 

 

         Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: прос[з']ба, [з]сдавать.

Сочетания ться и -тся в глаголах произносится как  [ца] (умываться (ца), улыбаться (ца)).

  Двойной согласный произносится как один долгий звук  (Анна, класс).

Окончания прилагательных -ого, -его произносятся как -ова, -ева (голубого (ова)).

Есть ряд слов, которые включают в себя непроизносимые согласные: со(л)нце, лес(т)ница, здра(в)ствуйте.

Речь сурдопедагога должна удовлетворять всем нормам орфоэпии.

          Некоторые сурдопедагоги считают, что от глухих людей нецелесообразно требовать соблюдения всех норм орфоэпии. По их мнению, учащиеся могут не придерживаться произношения безударного о как а, окончаний прилагательных -ого, -его как -ова, -ева и т.д. Сторонники этой точки зрения считают, что расхождение произношения с написанием будет еще больше затруднять обучение глухих устной речи.

         Другая часть сурдопедагогов, в частности профессор Ф. A. Pay, исходит из того, что речь   людей с нарушениями слуха должна быть максимально приближенной к речи слышащих, т. е. орфоэпически правильной. Но объем обязательных норм орфоэпии для глухих людей может быть несколько уменьшен. В частности, необходимо соблюдение тех норм, которые особенно влияют на внятность речи, например оглушение звонких согласных на конце слов  или перед глухим,  произношения безударного о как а.  

          Однако в русской орфоэпии существует ряд норм, несоблюдение которых почти не снижает внятности речи, например, редукция гласных в определенных позициях, произношение [е]  с наклоном к  [и] (ве[и]сна).

         При обучении детей с нарушениями слуха  нормам орфоэпии на первых порах каждое новое слово должно быть раскрыто    не только со стороны его значения, но и со стороны звучания. Поэтому изучаемое слово воспринимается слухо-зрительным путем с надстрочными условными знаками, отображающими его литературное произношение. При этом можно использовать различные надстрочные и условные знаки: надстрочные черточки и буквы, которые соответствуют произносимому звуку в данном слове, например: сова, хлеб, варежка; скобки (непроизносимые согласные) — лес(т)ница, со(л)нце, здра(в)ствуй.

          Выбор того или иного орфоэпического знака определяется степенью знакомства детей со словом. Когда речь идет о новых словах, используются надстрочные буквы. По мере введения слова в речь   начинает употребляться черточка, затем слова пишутся без всякого надстрочного знака.

 

 

Упражнения,

направленные на обучение детей с нарушениями слуха  нормам орфоэпии.

Чтение речевого материала. Материал считывается ребенком с   плакатов, карточек, табличек. Первоначально используется надстрочный знак в виде буквенного обозначения, а потом в виде черточки.

Называние конкретных предметов и картинок. На картинках могут быть изображены ситуация, отдельные предметы, действия. Так, например, для формирования у детей умений правильно произносить звонкие согласные на конце слова можно использовать предметы: нож, хлеб, таз, а также картинки с их изображением.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Бондаренко А. А., Каленчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников.
  2. Ладыженская Т. А. Овладение нормами литературного языка.