Консультация для родителей.

                           Воспитание самостоятельности у детей первой младшей группы.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего возраста.  Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас не знакомо стремление ребенка к самостоятельности?

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если  подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка.

Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво и терпеливо. На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал ловким, умелым, сам садится на горшок, меньше обливается при умывании, раздевается, с небольшой помощью взрослого.

Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить вешалку для одежды к росту ребенка, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов для туалета (платочков, носков, расчески, бантиков), постоянное место для полотенца.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. В квартире все должно быть приспособлено для удобства детей. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить их действиями. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.  Желательно, чтобы показ  взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость Действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала  научиться мыть руки, а потом и лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой, например, можно закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, зайчика) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «молодец» или «неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укрепить у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.